Сервис обратного звонка RedConnect
Получить презентацию о компании
Посмотреть наши объекты
Подписаться на рассылку
БЛОГ
Все записи в блоге

Шиномонтаж: 11 вопросов для организации мастерской. Часть 1

Шиномонтаж: 11 вопросов для организации мастерской. Часть 1

Шиномонтажная мастерская (в классическом ее виде) является тем видом бизне
са, который на начальном этапе не требует больших вложений. Нет необходимости в специальных знаниях, наличии редких специалистов, временных потерях и т.д. Эти факторы и обуславливают их популярность и распространённость практически в каждом населенном пункте. Обслуживая более 40 шиномонтажных мастерских в регионе, мы на опыте Клиентов убедились в том, что далеко не каждая из них приносит своему владельцу ожидаемый стабильный доход.

В этой статье команда «АльфаТехСервис» делится своими рекомендациями на основе накопленного опыта и наблюдений.

Мы собрали ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по организации шиномонтажа. Надеемся, что наш практический опыт сделает вас успешным автосервисом. В первой части статьи рассмотрим общие вопросы связанные с организацией шиномонтажа.

Как сильно выражена сезонность?

Шиномонтаж – бизнес, который наиболее подвержен сезонности. Сезон ярко выражен и выглядит в нашем регионе так: осенний пик начинается в начале-середине ноября, с первыми заморозками и снегом, и длится около 2-х недель. Многие наши Клиенты утверждают, что осенний пик очень напряженный. Связано это с тем, что летние покрышки уже при +5 значительно снижают эффективность сцепления с дорогой, а по снегу просто представляют опасность для автомобилистов. Поэтому, подневольно, автовладельцы выстраиваются в очередь на «переобувку». Зачастую, погодные условия таковы, что для смены покрышек выбирается любой ближайший шиномонтаж, так как до проверенного автолюбитель просто не может доехать. В этот период большинство мастерских работают круглосуточно. Весенний сезон более растянут по времени: начинается в середине-конце марта и длится около 1,5 месяцев. Связано это с тем, что зимняя резина довольно сносно работает при теплой погоде. Однако при температуре выше +15 износ покрышек заметно повышается.

Летом и зимой основной доход шиномонтажа – это мелкий экспресс-ремонт проколов и порезов. Причем количество таких ремонтов в день часто не превышает 5-7 и дает весьма скромный доход.

 

Как сильно доход колеблется в течение года?

На многолетнем опыте наших Клиентов можно однозначно сказать, что для классического шиномонтажа заработок распределяется в таком соотношении: 55-65% от всей выручки дают два сезона, которые по времени составляют 6-8 недель (или около 15% от всего времени в году). На остальные 85% времени полагается 35-45% выручки. Отсюда можно сделать вывод, что вне сезона шиномонтаж скорее всего будет убыточен, если не предпринять меры. О них мы тоже расскажем. Здесь сразу оговоримся, что под классическим шиномонтажом понимаем мастерскую, которая занимается только «переобувкой» и ремонтом покрышек. В ином случае, структура доходов может заметно отличаться.

 

Когда лучше готовиться к сезону?

По нашему опыту можно сказать, что большинство новых шиномонтажей открываются именно в разгар сезона или за неделю до него. Действующие же начинают готовиться к сезону примерно в то же время. Создаются неудобства и напряжение: автовладельцы стоят в очереди за «переобувкой», а мастерская ждет специалистов для ремонта «внезапно вышедшего из строя» оборудования. У новичков также наблюдается целый комплекс проблем, начиная от квалификации персонала и заканчивая отсутствием расходных материалов. Здесь наши рекомендации такие:

- для действующих шиномонтажей: перед сезоном, за месяц-полтора, необходимо провести ТО основного оборудования. Почему за месяц-полтора? Потому что инженер сервисной службы, в процессе мониторинга оборудования, может обнаружить необходимость замены запчастей. Здесь есть два очень важных момента: во-первых, огромное разнообразие марок шиномонтажного оборудования, что приводит к необходимости работать с разными поставщиками запчастей. Во-вторых, в средней полосе и восточных частях нашей страны зимний сезон начинается гораздо раньше (сентябрь-октябрь) и запчасти могут быть просто распроданы к ноябрю. При этом срок поставки новых может занять до 4-5 недель. В добавок – надо проверить в действии отремонтированное оборудование. Это снизит риск внештатных ситуаций в разгар сезона.

-для открывающихся мастерских подготовку лучше начать за 2-3 месяца. Новичку необходимо отладить целый комплекс процессов: арендовать помещение, выбрать поставщика оборудования и приобрести его, нанять и проверить в действии персонал, протестировать приобретенное оборудование, найти поставщика расходных материалов и компанию по обслуживанию оборудования. Часто получается, что у автосервиса совсем нет техподдержки или она носит формальный характер в лице одного работника низкой квалификации. Очевидно, что ожидание такого «специалиста» в сезон будет дорого обходится дорого. Экономия в 2-3 тысячи рублей при покупке оборудования влечет потерю 15-20 тысяч рублей выручки в результате простоя. Поэтому владельцу автосервиса необходимо заранее определиться, насколько профессиональный подход он желает получить.

 

Сможет ли классический шиномонтаж быть источником стабильного дохода?
           Один шиномонтаж не может приносить круглогодичный стабильный доход своему владельцу. Исключение – это популярные шиномонтажные мастерские с признанным авторитетом среди автовладельцев. Авторитет в данном случае формирует время и большой опыт работников (которые часто являются владельцами). Уверены, что вы без труда сможете назвать такие в своем городе. Даже в межсезонье работа там идет планомерно, в сезон люди записываются за 4-5 дней. Но таких мастерских можно пересчитать очень мало и важно учитывать сколько времени и сил они для этого потратили. Именно эта категория мастерских и «наводит» потенциального инвестора на мысль о высокой прибыльности этого направления. Не все сразу осознают, что вышеописанный фактор (сложившийся поток клиентов) позволяет им часто нарушать другие условия, такие как местоположение, реклама, клиентоориентированность, и даже наличие хорошего оборудования.

Исходя их этого можно сделать вывод, что шиномонтаж в классическом его виде может быть лишь началом в развитии бизнеса и развивать его можно в разных вариациях.

 

Не лучше ли закрывать шиномонтаж в межсезонье и работать только в сезон?
            Одна из частых ошибок новичков – решение о работе только в сезон. Вот наиболее важные аргументы против такого подхода:

- часто помещение берется в аренду. Особенно это касается мест с хорошим потенциалом. Навряд ли владельцы помещения будут заинтересованы сдавать его на 2-3 месяца в году. Если и будут – то стоимость аренды будет очень серьезная. В противном случае, для сохранения «прикормленного места» аренду платить все же придется круглый год. Вторым выходом новичка является открытие мастерской в недорогом месте или в своем гараже. Чаще всего такие места находятся на отшибе и просто не могут обеспечить даже минимально необходимый поток клиентов.

- шиномонтаж, как и любой вид нормального бизнеса, ориентирован на постоянных лояльных Клиентов. Они дают выручку в сезон и в межсезонье потому что доверяют качеству и стабильности. Если мастерская «то работает, то не работает», постоянная клиентская база просто не сможет сформироваться. Итогом будет довольно скудный поток клиентов в сезонные месяцы.

- при таком подходе невозможно эффективно решить вопрос с персоналом. Абсолютное большинство мастеров привыкли к стабильности и не будут переходить с места на место.

Если не гарантировать нормальную круглогодичную занятость, на работу будут приходить только люди с низкой квалификацией. Это приводит, в лучшем случае, к низкой производительности, а в худшем – еще и к порче дисков и/или покрышек автомобилей Клиентов. Учитывая, что стоимость хорошего диска начинается от 4-5 тысяч, а покрышки – от 5-6 тысяч рублей, можно понести значительные финансовые и имиджевые потери.

Если классический шиномонтаж не является доходным бизнесом круглый год, то как тогда поступать?
            Вопрос очень актуальный для автосервисов. Мы видим перспективу развития такой мастерской в одном из двух направлений (а если получается, то и в двух сразу):

- Углубиться в специализацию по работе с колесами. Направления развития могут быть следующие:

            - Правка дисков. Поскольку в ближайшей перспективе в России качество дорог сильно не изменится, а увеличение количества автомобилей с низкопрофильной резиной происходит, то наличие качественного оборудования по правке дисков и умелого персонала позволяет иметь постоянный доход вне сезона. Эта услуга увеличивает авторитет среди клиентов, тем самым растит постоянную клиентскую базу.

            - Оценка состояния дисков - перспективная услуга. После сильного удара, большой и дорогой диск требует проверки для принятия решения – может ли он быть восстановлен или его надо демонтировать. Даже одна микротрещина на большой скорости может привести к катастрофическим последствиям. Для такой услуги потребуется специальное оборудование – стенд виброконтроля. Так как предложений по таким услугам в данный момент на рынке мало – стабильный доход гарантирован. Можно расширить постоянную клиентскую базу клиентов за счет обслуживания дорогих автомобилей с колесами большого радиуса.

            - Покраска дисков.

Специализация не требующая большого пространства. Окраска в высокотемпературных камерах с использованием специальной порошкообразной краски позволяет восстанавливать сильно поцарапанные диски. Данная услуга пользуется спросом среди любителей большого радиуса колес, так как сохранить их в целости и с хорошим внешним видом получается редко.

            - Сезонное хранение покрышек.

Направление с малой величиной прибыли. Для него нужно хорошее помещение, система хранения, персонал для охраны и обслуживания, хорошая система учета. Здесь важным моментом является элемент взаимного доверия. Встречаются такие случаи, когда клиент по итогам хранения своей, явно подержанной резины, начинает утверждать, что это не его покрышки, требуя замены. Это направление стоит рассмотреть, как элемент клиентского сервиса и способ улучшения взаимоотношений с постоянными Клиентами. Ведь, очевидно, что если покрышки Клиента хранятся у вас, то он приедет на «переобувку» именно к вам.

- Расширять спектр услуг – то есть открывать дополнительные участки.

Если брать в учет, что работник шиномонтажа в межсезонье работает от силы 30% времени, а остальное время просто сидит без дела, то актуально было бы расширить возможности мастерской и оказывать дополнительный перечень услуг. Вопреки устоявшемуся мнению, что лучше открыть совместно с шиномонтажом мойку, можем с уверенностью сказать, что эти участки обычно не пересекаются по потребностям у Клиентов и их совместное расположение не дает заметного увеличения доходов.

Более востребованными сочетаниями будет, например, шиномонтаж и регулировка сход-развала. Большинство клиентов понимают, что после интенсивной езды по нашим дорогам и смены резины, лучше будет произвести регулировку развал-схождения. Это позволит увеличить ресурс покрышек, уменьшить износ деталей подвески и повысить безопасность езды на автомобиле, его устойчивость и контроль на дороге. В комплексе эти две услуги дают очень хороший доход, а услуга развал-схождения имеет менее выраженную сезонность.

Пост по замене масла или мелкому ремонту ходовой тоже не требует особых знаний от работника. Он может хорошо загрузить работой в межсезонье. Мастер шиномонтажа с лёгкостью может выполнять эти работы, зарабатывая себе достойную зарплату.

На практике мы сталкивались и с другими эффективными сочетаниями, которые послужат темой отдельной статьи.

 

                Какие основные статьи затрат в шиномонтажной мастерской?
            Основными статьями расходов здесь являются следующие:

- Заработная плата работникам – 30-40% от выручки.

- Аренда помещения – 20-35% от выручки.

- Налоговые отчисления – 6-10% от выручки.

- Расходные материалы – 3-5% от выручки.

- Коммунальные платежи – 3-5% от выручки.

- Обслуживание оборудования – 1-3% от выручки при регулярном тех обслуживании и 5-8% при нерегулярном обслуживании после 1-2 лет эксплуатации.

Размеры затрат будут зависеть от многих факторов и поэтому мы решили не выражаться в конкретных суммах. В любом случае, оттолкнувшись от вышеизложенного списка можно примерно просчитать финансовый план, основываясь на данных, актуальных для вашего региона.

В следующей части мы рассмотрим вопросы инфраструктурной организации шиномонтажа на примерах наших клиентов, а также организацию деятельности сотрудников.

Команда «АльфаТехСервис»